вторник, 2 апреля 2013 г.

Жаклин Сархошян: "Я по жизни сама себе устраиваю праздники"


Ведущая балерина Национального академического театра оперы и балета имени Спендиаряна, обладательница медали Мовсеса Хоренаци. Солировала в спектаклях «Спартак», «Жизель», «Кармен», «Гаянэ» и другие.

Родилась я и выросла в Ереване. Первая школа  была Пушкинская.  Потом с 3-его класса перевелась в хореографическое училище. По жизни идет так, что я больше работаю с русскоязычными людьми. В училище также педагоги были из Перьми, из Санкт-Петербурга.

У меня мама русская, папа армянин. Я из дворянской семьи: дед ростовский армянин. Дедушка и бабушка русскоязычные, даже живя в Армении, они не научились говорить по-армянски. Я тоже получила сугубо русское образование.

Профессию свою я не выбирала. Мой дед прекрасно владел гитарой и фортепьяно, просто бесподобно играл. А я с 4-ех лет танцевала. Когда к нам в гости приходили, все просили станцевать. Они заметили, что я весьма музыкальный человечек. Подруга деда, которая работала в  в хореографическом училище, предложила отдать меня туда. Она же, Мануш Смбатовна, отвела меня в училище. Я станцевала. Мне сказали,  что у меня шея короткая, нет хорошей растяжки и вообще много минусов. Я там была условницей: благодаря своему труду могла там остаться, в противном случае меня выкинули бы. Меня прозвали гадким утенком. А я, назло всем врагам, перерастила этого утенка в белого лебедя.

Kогда с тебя снимают купальник и начинают лупить тебя пальцами... Линейки ломаются на твоей спине, ты вся в синяках из-за побоев учителей. Тебя топчат и не обращают внимания, ставят разминаться под рояль и делают вид, что тебя не замечают. Вот такие ощущения у меня были. Я росла на чужих ошибках. Немножко трудно, когда восьмилетний ребенок осознает, что сам должен работать над собой. У меня правда не было тогда ни гибкости, ни растяжки, ни прыжка хорошего. Это все я восполнила трудом. Я сама себя вытащила из болота.


В профессии нужно делать шаг, а потом только думать. Никогда не нужно жалеть о сделанном, даже если неправильно сделал. Раньше я всегда долго взвешивала, думала, как поступить, чтобы не обидеть человека. Потом поняла, что это только в ущерб себе делаешь. Так всегда поступает интеллигентный человек. Ты понимаешь, что ты можешь обидеть человека, ранить его, в то время, как для них это все как с гуся вода.

Балет жестокая штука. Любая профессия вредит здоровью, но наша гораздо вреднее. Балет - это спорт, это ежедневное изматывание организма, это физические и психологические травмы.Все роли нужно перетерпеть, прочувствовать хорошо, чтобы суметь зрителю показать это.  

Намного легче танцевать на своей сцене, когда ты уже знаешь все неровности, знаешь, где  перейти кулисы. Когда едешь на гастроли и танцуешь на чужих сценах, там не та амортизация, которая нужна.  Там все незнакомо, там незнакомый свет ты к ней не знакома, незнакомый свет, не везде есть та амортизация, которая нужна.

В других городах меня встречают гораздо помпезнее. Приезжих всегда встречают с  распростертыми обьятиями. Живя в своем городе, люди привыкают к тебе, народ тебя каждый день может видеть, поэтому нет такой реакции как в других странах. Там ходят за тобой, требуют автографы и гораздо уважительнее к тебе относятся. Ты там богиня, балерина. В Японии, когда узнали, что я балерина, они начали мне кланиться, приняли меня как нечто неземное, величественное. Это немножко смешно было, но ты понимаешь, что они преклоняются перед твоей профессией

Почти каждый день кто-то подходит и говорит, что знает меня, любит. Мне даже очень часто пишут в фейсбуке, спрашивают, вы танцуете сегодня. Это фанаты, которые хотят посмотреть именно на тебя.

Приятно, что зритель тебя любит, что ты востребована, что они тебя знают. Известность ко мне пришла после передачи «Танцуй, если можешь», когда я в неделю 4 раза выходила в эфир. Они знают меня больше как жюри передачи, потому что многие смотрят телевизор, нежели ходят в театр.

Плохо то, что у нас нет пропаганды. Нет пиарщика,  который занялся бы именно тобой, твоим творчеством. И таким образом молодежь была бы осведомлена, и смотрела бы не пошлости и не сериалы.  

Кто сейчас ходит в театр? Практически никто. Молодежь больше ходит на концерты Нуне Есаян или Кристине Пепелян, чем в театр.  В Советское время армянский балет находился на третьем месте. На первом месте был Большой, затем Римский и потом уже Ереванский. К великому сожалению, вымирает русская балетная школа. А она, я так считаю, самая-самая-самая.

У меня есть собственные ученики и студия. Но, это не то, чего мне хочется. Я бы хотела иметь школу и не давать надежду мусору, кустарным студиям.

Я считаю, что человек должен быть с интеллектом. Если это пустышка, он окончательно останется пустышкой. Фундамент нужно закладывать с детства, следить за тем, что смотрит твой ребенок. Я телевизор практически не смотрю, иногда каналы переключаю и поражаюсь. Эту муру смотрят дети.

Я сейчас учусь на режиссерском факультете, чтобы получить диплом. Потому что нам сверху ничего не дается и исключений для тебя нет, так что приходится учиться. Я уверена, что Волочковой подарили бы этот диплом при необходимости. Хотя ее балериной не считаю, она очень крупная для балерины. Волочкова – это бизнес-леди, которая делает пиар на художественной гимнастике. Но я живу в Армении, я Жаклин Сархошян, и у меня нет спины и такого пиара и мне приходится ходить на занятия и учиться. Хотя там нечему учится…


Я считаю, что балерина обязательно должна иметь детей. И не после карьеры, а именно вместе с карьерой, нельзя лишать себя материнства, потому что это самое сладкое на свете,  ради чего ты живешь. Семья в жизни человека очень важна!

Моя генетика меня пощадила. Я не сижу на диете. Но в детстве следила за собой, потому что меня мой педагог называл трехдверным гардеробом. Я худею только от нагрузки, ем - не ем не имеет значения. Могу в 4 часа ночи встать и плотно поесть. Это мои русские гены. Преподаватель мой мне как-то сказал: «Знаешь Жакочка, эта твоя генетическая русска легкость только в тебе. В наших армянах нет таких. Наши армяне еще не родили армянскую балерин.

Катастрофически не хватает тепла, солнца, и побольше спектаклей. Легко работать когда солнечно, когда мышцы теплые, и не нужно их разогревать за два часа до тренировки. А спектакли мне нужны по жизни. Я расту на спектаклях как человек, как актер. По жизни очень легко подняться вверх, но гораздо труднее на на ней удержаться. У нас нет рекламного агента, который бы отправил нас танцевать на другие сцены, а мы бы не ходили только на одну классику. 

Ненавижу зависть и ложь. Для меня человек не будет человеком, если он лжет и завидует. Сцена жестокая, если ты раз промазал, два промазал, зритель сам тоже поймет, кто это. Ты от сцены никуда не уйдешь.  А чему завидовать? Выйди докажи если ты лучше, не мне доказывать, самой себе и зрителям нужно доказывать.

Я по жизни такой человек, когда сама себе устраиваю праздники. Я делю все, чего мне очень хочется. Нет невозможного, было бы здоровье. Все в наших руках. 

1 комментарий: